Focal Stellia и Utopia – наушники Hi-End премиум класса от легендарного французского производителя очень дорогой колоночной системы Утопия. Открытые наушники этой фирмы были названы так же, как акустическая система, а их закрытый вариант вышел недавно и получил название Stellia.
  
  
Focal Utopia:
Открытые, динамические наушники.
Сопротивление 80 Ом,
Чувствительность 104 дБ,
Диапазон частот 5 - 50000 Гц
  
Focal Stellia:
Закрытые, динамические наушники.
Сопротивление 35 Ом,
Чувствительность 106 дБ,
Диапазон частот 5 - 40000 Гц
  
  
Сборка и материалы соответствуют слову «премиум». В обоих наушниках используются дорогие материалы: бериллий, а в Стеллии амбушюры сделаны из алькантары. На ощупь уши прочные, отсутствуют хрупкие пластиковые детали (как в верхних Сенхах) и царапающиеся лакированные чашки (а-ля Фостекс) тоже отсутствуют, что очень хорошо за такую цену. Коцнуть наушники за двести с лишним, как минимум, обидно. Внешне выглядят с некоторой долей изящества. Короче, внешний вид, надёжность и качество материалов, удобство посадки у Focal эталонное, образцово-идеальное, прям ну очень понравились.
  
Из технических характеристик видно, что Утопия более требовательны к усилению, а Stellia подходит для использования с портативными источниками.
  
  
Завершив с французскими реверансами вокруг технических характеристик и внешности, перейду к самому главному: Звук и мои домыслы.
  
Про звук Focal Utopia было достаточно лестных отзывов, и довольных владельцев хватает. Попадались и другие мнения, о том, что Утопия просто хорошие наушники, но не более. И после личного прослушивания встал вопрос: если Утопия не выдающиеся, что тогда большинство признанных динамических ТОПов, серенькие середняки? Focal Utopia – выдающиеся наушники по звуку!
  
Слушал на портативном плеере Cowon Plenue L по балансу 4,4 пентакон. Ожидаемо Focal Stellia с плеером играли лучше, а Utopia на пределе. Из опыта понимаю, что, подключив эти наушники к стационарному аудио тракту, получим результат значительно лучше. Так что к моему отзыву можно сверху плюсовать некий процент нераскрытого потенциала качества.

Первым с Focal Utopia пошёл сборник тестовых треков Dali. По жанрам здесь лёгкий рок и джаз. Следом классическая музыка Linn Records во Flac 24-192, Малер Симфония №4 DSD64, Прокофьев Симфония №3 DSD128, виниловая оцифровка Metallica «Sad But True» DSD128.

Характером Утопии мне напомнили AKG K812, которые играют слишком правильно и естественно, чтобы удивить с первых нот. Focal совершенно другой уровень, и поэтому они удивляют сразу. За счёт невероятной телесности звучание Focal Utopia не скатывается до хирургического препарирования музыки. Детальность и проработка каждой ноты на высочайшем уровне, однако, более насыщенные тембры и ощутимый вес настолько оживляют каждый инструмент, что композиция не теряет своей вовлекательности. При этом, наушники не пытаются эмоционально обогатить воспроизводимый материал нарочитой мягкостью, пестротой или чем бы то ни было ещё. Музыка в Утопиях звучит реалистично и прозрачно. Между музыкальными партиями чувствуется воздух. Именно этим они вовлекают: ясным реализмом.
   
Понравились высокие частоты Focal Utopia. ВЧ детальные, ясные и светлые, но не переходят в чрезмерную резкость. Возможно, некоторую гладкость ВЧ придал характер плеера Cowon Plenue L. В различных отзывах люди отмечали особенность реализации Сабры в этом плеере как пластичный и гладкий звук.
  
Середина не берёт за душу теплотой, но и совсем отстранённой её не назовёшь. Средние частоты звучат информативно и естественно. Склонность наушников к реализму делает их превосходным вариантом для классической музыки. На одной из тестовых композиций забыл, что слушаю не свои наушники в магазине и цель моего прослушивания анализ и сравнение со Стеллией для обзора. Композицию прослушал полностью, целиком погрузившись в атмосферу концерта. Оперная музыка тоже сильная сторона Утопий. И любые другие жанры звучат так же замечательно. Хорошо пошёл и джаз, и рок.
  
Бас Утопии не акцентирован и всегда знает своё место в общем строю. Зато копает глубоко как экскаватор. И там, в глубине роиться полное разнообразие нижних частот, как странных тварей в Марианской впадине. Не количественно, а по качеству баса, я думаю, тут и Баеры Т1 прикурили. И самая главная достопримечательность утопического баса – его реальный вес. Он одновременно тяжёлый, мягкий и жирный, и тут же железно-собранный, молотобойный.
  
Последним испытанием для наушников были мои треки в жанрах Deathcore и Death. Утопии не рубят с плеча, и не станут верхом мечты отпетого металлюги, но технически отыгрывают скоростные замесы на отлично, отчего любая тяжёлая музыка звучит вполне нормально, в особенности мне понравился в Утопиях Technical и Progressive Death Metal. В завершении немного попереключал встроенные в Cowon фильтры и нашёл один, который выделяет бас. Думаю, что при подборе тракта с акцентом на нижних частотах, Focal Utopia можно заточить под агрессивный тяжеляк при наличии желания и лишних финансов.
  
Сцену Утопии не стремится развернуть вширь, как у 800-х. Строиться компактно, вокруг головы и каждый образ чётко позиционируется впереди в пространстве. Но о масштабах звучания этих наушников трудно судить в связке с портативным плеером. Поэтому никаких выводов делать не буду. Зато по тональному балансу отыграно всё было идеально. Для себя отметил Focal Utopia как жанрово универсальные наушники, когда нужны одни на любую музыку, но чтоб очень круто. Не нужно глушить ярость ВЧ подбором толстенных кабелей и не нужно искать бас. Старые аудиофилы, наверняка, помнят, как снаряжались целые поисковые отряды по утерянному в 800-х басу. А в итоге победили немцы, добавив баску в поздние ревизии. И других сложных манипуляций тоже не нужно. Просто включи музыку и слушай.
  
  
Далее, те же треки в рыженьких Focal Stellia. Разница между характером звучания наушников сразу бросилась на слух. Первое, на что обратил внимание – высокие частоты. Они мягче, их меньше, они не так выразительны, как у Focal Utopia. Ну типа аналоговость. Некоторое время адаптировался. Несмотря на смягчённость, информативность верхнего диапазона осталась на прежнем, хорошем уровне. Зато ближе стали средние частоты, отчего выиграл вокал и джаз. Бас мягче и количественно его в разы-в разы больше. На классике не хватило воздуха и прозрачности верхних. Опера, симфонии, камерные оркестры, в особенности ФОРТЕПИАНО - Утопия несоизмеримо лучше, чем Стеллия. Зато на песне Sad But True группы Metallica бара-бара-барабаны барабанили аж в затылок. Прям захотелось вскочить, распустить хайра и тряхнуть головой со всей силы, да возраст не тот и хайра давно сострижены. В общем, джаз, рок, металл на Стеллии в приоритете. Death рубит как из пушки с двух сторон. Металлистам советую обратить внимание на эти наушники. Одни из лучших закрытых динам под тяж. Уже от нескольких человек слышал эту фразу: «лучшие закрытые динамы». Джаз в Focal Stellia играет душевней и теплей – тоже выигрывает в сравнении этих двух наушников.
  
  
Хочу отметить, что в наушниках Stellia и Utopia в связке с Cowon Plenue L хорошо слышна разница форматов Flac и DSD в пользу старшего формата. DSD звучит выразительней. Не помню, чтоб такая разница была на Cayin N8. Ни там, ни там, специально не выслушивал. Но при воспроизведении на Cowon музыки в разных форматах привлекло внимание.
  
Что в итоге? Какие выбрал бы я себе наушники из этой пары? Ответ очевиден и, надеюсь, не вызовет ни у кого сомнений: идеально выбрать тот самый юбилейный наборчик-коробочку с Focal Stellia и Utopia чтоб были такие, и такие.
  
Стеллия запомнилась только на тяжёлой музыке рубящим басом. Во всём остальном, включая техничный скоростной дет, и уж тем более вокально-инструментально-классические композиции, больше понравились Утопии: ясные и прозрачные высокие частоты, в целом звук прозрачней, открытая конструкция даёт больше воздуха, лучше строится воображаемая сцена музыкального пространства.
  
P.S. Из динамических флагманов не могу полноценно сравнить разве что с Audio-Technica ATH-ADX5000 и надеюсь скоро этот пробел восполнить.


 
 
 
 


Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter

Рекомендуем

Translate

Популярное