Немецкий студийный усилитель для наушников SPL Phonitor прославился не только среди профессионалов, но и в домашних аудио системах с наушниками и в качестве предусилителя. Phonitor - это совокупность нейтрального звука, студийных функций и эстетичного внешнего вида.



Впервые мне довелось послушать свои наушники с усилителем SPL Phonitor X более двух лет назад, когда я только начал увлекаться аудио. Звук произвёл на меня сильное впечатление, но на тот момент сравнить было не с чем. Недавно Phonitor со встроенным DAC768 появился в магазине Doctor Head на Новом Арбате, и я решил изучить его подробней.

В первую очередь, отмечу внешний вид. Это очень красивое, аккуратное устройство, которое послужит не только в качестве аудио техники, но и как дополнение к домашнему интерьеру. От топорности первых Фониторов и специализированной студийной техники SPL во внешнем виде мало что осталось. Всё эстетично и красиво. Стрелки индикатора придают серьёзность. Доступны три варианта цвета передней панели: чёрный, белый, красный. Я слушал SPL Phonitor XE красного цвета со встроенным DAC768. Выглядит усилитель на пять с плюсом, в чём вы можете убедиться по мои фотографиям.

Три модели одного усилителя: в чём разница? 

SPL Phonitor XE, SPL Phonitor X и SPL Phonitor E отличаются наличием или отсутствием некоторых функций, что сказывается на цене. Все три аппарата являются балансными усилителями для наушников с идентичными техническими характеристиками. 

Phonitor X может служить в качестве предусилителя.

Phonitor X и Phonitor XE на борту имеют полный набор студийного функционала: индикаторы уровня аудиосигнала VU, система управления расположением музыкальных образов на воображаемой сцене Phonitor Matrix, настройка смешивания каналов Crossfeed, настройка ширины стереообраза Angle и регулировку уровня каналов.

У Phonitor XE на задней панели расположены дополнительные выходы на наушники и переключатель с лицевых выходов на задние, что очень удобно при сравнении разных моделей наушников, но в повседневной практике серьёзного преимущества я не вижу.

SPL Phonitor E тоньше и легче. Его отличает отсутствие функций предусилителя, Crossfeed, Angle, баланса каналов и окошек индикатора VU. А функция Phonitor Matrix с двумя готовыми вариантами настроек осталась.

Встроенный ЦАП (DAC768 на чипах АКМ)

Опционально в любой из усилителей SPL можно установить ЦАП на чипах AKM с поддержкой PCM до 32 бит, 768 кГц и DSD256. В продаже есть варианты с уже установленным ЦАП или без него.

Те, кто сравнивал, утверждают, что опциональный ЦАП сильно отстаёт по уровню качества от усилительной части. И это не удивительно, ведь компания SPL выпускает отдельный полноценный ЦАП SPL Director MK2. Подключив к SPL Phonitor XE в качестве внешнего цифро-аналогового конвертера Teac UD-505 я не услышал существенной разницы в классе звучания, разве что некоторые вкусовые нюансы частотного баланса.


Прослушивание музыки на SPL Phonitor XE + DAC768

Прослушивания начал в Beyerdynamic T1 2gen (600 Ом), но отсутствовал балансный кабель и наушники подключались только к выходу 6,3. Без баланса усилитель эти наушники не потянул: нехватка выразительности, динамики, нехватка контроля нижних частот, местами откровенная вата.

Sennheiser HD800s (300 Ом) с SPL Phonitor XE DAC768 удалось подключить и через выход 6,3, и по балансу 4-pin. Преимущество балансного подключение было очевидным. Первое, на что обращаешь внимание: кристально чистые, прозрачные верхние и средние частоты, высокое разрешение и реалистичное чувство пространства между звуками и музыкальными образами. Симфонии Гайдена, вокальные партии в произведении "Куллерво" Яна Сибелиуса, фортепианные сонаты Шумана в исполнении Валерия Афанасьева в DSD формате и другая классическая музыка с хорошим качеством записи звучала замечательно, естественно, воздушно. Хотя, какой-то эмоциональной искры всё равно не хватало. Дойдя до джаза я ощутил нехватку телесной нижней середины на басухах, контрабасах, а на роке не хватило задорного панчевного баса. При балансном подключении контроль нижних частот стал лучше. Однако, бас всегда остаётся на втором плане. Если верх и середина показывают высокий класс немецкого усилителя и встроенного ЦАП, то низ немного отстаёт и его всегда, на любой музыке мало. Как мы знаем, Sennheiser HD800s, в отличии от более старой модели, нехваткой баса не болеет, и уж тем более Beyerdynamic T1. Но и в тех, и в других наушниках нижний спектр частот, как и нижняя середина отводяться  на второй план. На первое место выходит детальность, нюансы, разделение инструментов на воображаемой сцене. Для работы с вокальными и инструментальными партиями при сведении и мастеринге на студии такая подача как раз то, что нужно. А вот для домашнего прослушивания музыки усилитель в связке со встроенным ЦАП сильно недодаёт эмоций, телесности, натуральности образов.

Audeze LCD-4z (16 Ом) с SPL Phonitor XE DAC768. Наушники низкоомные, всего 16 Ом, должны полноценно раскачиваться портативом. Поэтому небалансное подключение к мощному немецкому усилителю к выходу 6,3 оказалось для них более чем достаточным. Режим усиления Gain я оставил на максимальном значении, как было ранее выставлено для HD800s и T1.

Несмотря на портативное предназначение Audeze LCD-4z, большая мощность усилителя пошла им на пользу. Звук ушёл в сторону нейтральности, воздушности, а сцена оказалась потрясающе широкой. Настолько открытое и воздушное звучание от этих наушников совсем не ждёшь. С другой стороны, густой и басовитый нрав LCD-4z компенсировал студийную нейтральность SPL Phonitor XE DAC768, добавив телесность, сочность и эмоций. Любую по жанру музыку: классику, джаз, рок стало слушать интересней.

Далее я пытался подключить внешний ЦАП Musical Fidelity MX-DAC на PCM1795. Но что то пошло не так с настройкой и звук во время прослушивания был тихий. Громкости хватило только лишь на то, чтобы понять как Phonitor резко отреагировал на смену аудио конвертера: характер звука стал плотней.

ЦАП японского комбайна Teac UD-505, подключенный к Phonitor, мне показался примерно одного класса со встроенным DAC768. Teac лишь добавил ярчинку в верхнюю середину и некоторые вкусовые мелочи. Но когда я переключил наушники Audeze LCD-4z со связки ЦАП Teac UD-505 + усилитель Phonitor XE напрямую во встроенный усилитель для наушников Teac UD-505 изменился как характер звука в сторону более динамичного и весёлого, но класс звучания существенно деградировал. Значительно снизилось разрешение, прозрачность, сцена уменьшилась до камерных, близких к лицу слушателя размеров. Общее впечатление от звука стало проще, а уровень дорогих Audeze LCD-4z совсем не чувствовался. Разница оказалась примерно такой, как если слушать музыку, находясь в концертном зале или слушать музыку, находясь в фойе за стеной от концертного зала.

Вывод

SPL Phonitor XE крайне нейтральный и прозрачный усилитель для наушников высокого класса. По характеру он строг и сдержан. В системе оставляет всю эмоционально-вкусовую составляющую тем устройствам, в связке с которыми работает. Со встроенным DAC768 SPL Phonitor XE ровный и аналитичный аппарат, который не сильно развеселит вас при прослушивании музыки, скорей порадует тех, кому аудио техника нужна для профессиональной работы со звуком. Но, если постараться подобрать к нему интересный ЦАП и наушники, с соответствующим окрасом звука, то можно сместить аналитичность в сторону тех или иных вкусовых предпочтений.

SPL Phonitor XE + DAC768 выдаёт чистейший верх, середину, но явно уступает в диапазоне низких частот, их контроле и качестве.

Требовательные к усилению высокоомные наушники обязательно использовать с SPL Phonitor XE через балансное подключение.

Нейтральный характер звука студийного аппарата, но сногсшибательный, красивый дизайн, приемлемый для домашнего интерьера.


Немецкая компания SPL (Sound Performance Lab) существует с 1984 года и специализируется на студийной аудио технике. Но, в связи с нарастающей популярностью персонального аудио и востребованности качественной техники на любительском рынке, вслед за другими студийщиками, такими как RME, Weiss, Mytek, компания SPL ориентирует свои устройства не только для профессионалов, но и для нужд домашних пользователей.

Входы, выходы, настройки, характеристики:

На передней панели по центру логотип и ручка громкости. Справа два окошка индикатора аудиосигнала, рычаг включения/выключения, два выхода на наушники: небалнсный 6,3 и балансный 4-pin, рычаг выбора рабочих выходов на наушники на передней панели или на задней (одновременно они не работают) и рычаг изменения уровня чувствительности стрелочек индикатора. В левой части находятся все настройки регулировки стереопанорамы: Crossfeed, Angle, баланс каналов, Phonitor Matrix, режимы стерео/моно и ручка выбора рабочего входа.

Задняя панель заполнена цифровыми входами встроенного ЦАП, аналоговыми входами XLR и RCA и выходы для наушников 6,3 и 4-pin и кнопкой IR PGM Volume, при помощи которой можно запрограммировать любой ИК-пульт на регулировку громкости.

Самое странное и удивительное во всех моделях SPL Phonitor - расположение регулятора уровня усиления Gain. Он находится на брюхе! Если у вас пара разных по импедансу наушников для которых идеально выставить разные значения gain, то каждый раз вам придётся переворачивать усилитель, чтобы его переключить.


Максимальная выходная мощность на наушники:

2 x 1 Вт на 600 Ом
2 x 2 Вт на 300 Ом
2x 3.7 Вт на 120 Ом
2x 2.9 Вт на 47 Ом
2x 2.7 Вт на 32 Ом

Габариты: 278 x 100 x 330 мм
Вес: 5,1 кг

Подробные технические характеристики на официальном сайте производителя в разделе Specification. На той же странице можно найти и скачать инструкцию в PDF формате и драйвера для подключения DAC768 к Windows.






Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter

Рекомендуем

Translate

Популярное